Растим маленького патриота

21 лютага Дзень роднай мовы

21 лютага ва ўсім свеце адзначаецца

Дзень роднай мовы

    Міжнародны дзень роднай мовы заснаваны ў 1999 годзе рашэннем Генеральнай сесіі ЮНЕСКА і штогод адзначаецца 21 лютага. Галоўная яго мэта – захаванне моўнай і культурнай разнастайнасці ў свеце, падтрыманне нацыянальных моў і культур, а таксама забеспячэнне права кожнага грамадзяніна карыстацца роднай мовай.

     Дзень роднай мовы асаблівы для кожнай нацыі, кожнага народа, бо няма народа без мовы, няма мовы без яе носьбіта.

    “Не саромсябеларусгаманіць па-свойму — на роднай мове бацькоў і дзядоў сваіх. Шануй сваю мову, шануй свае песнісвае казкізвычаі і ўсё роднае — гэта спадчына дзядоў і вялікі нацыянальны скарб. Толькі тады цябе ўсе будуць шанаваць як чалавека, калі сам сябе будзеш шанаваць — калі не адкінеш свайго нацыянальнага ўласнага багацця. А першы скарб нацыянальны — гэта родная мова”.   

 

Тэст "Ці добра ты ведаеш беларускую мову?"   

свернуть

Марафон гражданско-патриотических акций

   В 2023/2024 учебном году в Минской области проводится марафон акций, целью которого является совершенствование деятельности учреждений дошкольного образования в вопросах формирования основ гражданско-патриотической культуры у детей дошкольного возраста, создание условий и ситуаций, позволяющих законным представителям и педагогическим работникам учреждений дошкольного образования в процессе организации совместной с детьми деятельности проявлять свои патриотические чувства и гражданскую позицию.

 

свернуть

Интерактивная книга по проекту "Письмо другу"

Консультация для родителей «Растим маленького патриота и гражданина»

 Необходимость воспитания подрастающего поколения в патриотическом духе продиктована глубокими изменениями в современной общественной жизни, среди которых наиболее негативную окраску имеют разобщенность, оторванность людей от своих культурных традиций, европеизация с модой на все иностранное и с неприязнью к отечественному. Поэтому так важно знакомить детей с традициями нашего народа и прививать любовь и ответственное отношение к Родине, семье и соотечественникам. Важно воспитывать в детях желание сохранять и обогащать наследие своей страны.

 Понятие патриотизма многогранно. Мы понимаем под ним любовь к родным местам, чувство гордости за свой народ, ощущение себя неотъемлемой частью Отечества. Патриот уважает свою Родину и умеет вести о ней адекватный разговор, не принижая при этом другие нации.

 Чтобы быть патриотом, совсем необязательно носить форму. Достаточно укреплять свое физическое и нравственное здоровье, быть культурным, образованным, иметь крепкую семью, почитать своих предков и достойно воспитывать своих потомков.

  Каким образом привить ребенку патриотические чувства? Ответ прост: через любовь к Родине, которую нужно воспитывать. Вам в этом помогут советы ниже.

  1. Рассказывайте ребенку о своей стране только хорошее. Дети подражательны и впитывают услышанные слова, как губка, поэтому могут многое перенимать у своих родителей, в том числе чувство патриотизма. Мнение родителей вскоре может превратиться в мнение ребенка, которое непросто будет изменить.
  2. Рассказывайте о тяжелых временах и испытаниях, которые с достоинством пережили наши предки. Приводите в пример дедушек и бабушек, так или иначе участвовавших в Великой Отечественной войне, их фронтовые и трудовые заслуги. Расскажите, что из себя представляют понятия «любовь к Отечеству» и «долг перед Родиной», а также о том, как надо чтить героев – живых и павших смертью храбрых в бою. Именами таких выдающихся людей           названы города и улицы. В честь героев воздвигнуты памятники.

З. Знакомьте ребенка с памятными и историческими достопримечательностями своей страны. Чем чаще родители будут ходить всей семьей в музеи, на выставки, патриотические концерты, тем чаще их дети, повзрослев, будут посещать подобные места. Любить Отечество нужно учить не только на словах, а еще наглядно и деятельно. Устройте экскурсию по городу и покажите ребенку культурные достопримечательности и памятники, возьмите на себя роль гида и расскажите все, что прочитали о них накануне. Еще можете поделиться историческими фактами из разных городов страны, используя карту, глобус или фотографии. Прививайте интерес к истории Отечества и края.

  1. Будьте оптимистами. Чем больше родители будут выказывать недовольство жизнью, тем в большей степени их дети будут склонны к подобным негативным эмоциям впоследствии.
  2. Поощряйте активность ребенка, ведь именно с нее часто начинается активный патриотизм. Объясните, что для семьи и общества личные успехи вашего ребенка могут оказаться очень важными.
  3. Совместный просмотр познавательных передач, фильмов, мультфильмов о героях Отечества с обсуждением увиденного всей семьей могут существенно помочь воспитать в ребенке патриота с гордостью за свой народ и чувством долга перед Родиной. 
  4. Учите бережному отношению к вещам, книгам, игрушкам. Расскажите о том, какими стараниями людей была создана та или иная вещь. Объясните, в чем заключается их ценность. Например, важно бережно относится к книгам не только из-за их обложки, но и содержания. Посетите всей семьей библиотеку и понаблюдайте, как хранят там книги.
  5. Помогите ребенку построить мини-дом (на природе/на даче/у себя дома). Используйте для этого разные материалы (доски, ветки, картонные коробки, подушки, плед). Когда домик будет построен, поиграйте в новоселье, разместите в новом жилье игрушки, обсудите, удобный ли получился дом, прочный ли? Любовь к огромной стране и к родному краю начинается с любви к родному дому, это тот самый первый и самый важный кирпичик, который закладывает основание для воспитания патриотизма. Путешествуя, посещая другие города и страны, мы всегда жаждем оказаться дома - "там, где любят и ждут, где тепло и горит свет". Объясните ребенку, как важно, чтобы дом был именно тем местом, куда хочется возвращаться.
  6. Учите уважительному отношению к хлебу. Поделитесь фактами из истории родной страны о голодных временах, когда хлеб был на вес золота для многих людей. Расскажите, сколько труда нужно приложить, чтобы вырастить пшеницу и создать из неё хлеб. Объясните, что хлеб нельзя выбрасывать, но можно покрошить его птицам. Покормите птиц вместе с ребенком во дворе или парке, зимой смастерите кормушку и понаблюдайте за пернатыми, которые будут прилетать и лакомиться хлебными крошками. Также остатки хлеба можно высушить, приготовить сухарики.
  7. Пусть ребёнок узнает о вашей профессии, о том, какие профессии бывают и какую пользу от них получает общество. Обсудите варианты работы, подходящей для ребёнка в будущем.
  8. Поиграйте в игру на поиск интересных и примечательных вещей в увиденном, гуляя на улице с семьёй. Например, задавайте вопросы: «Как думаешь, для чего устроены бордюры вдоль дорог?», «Почему у светофора такие цвета? Что они могут значить?». Это помогает развить наблюдательность и создать представление об окружающем, сформировать интерес к родному двору, району, умение постоянно находить что-то новое в привычном окружении.  Дома предложите малышу нарисовать то, что он сегодня увидел.
  9. Прививайте любовь к родной природе. Зимой выбирайтесь за город, катайтесь на санках и лыжах, в тёплые времена года – на велосипеде. Ходите в пешие походы в лес, любуйтесь красотой природы. Учите беречь лес, предостерегая от пожаров и разбрасывания мусора. Общение с природой помогает формировать в человеке отзывчивость и чуткость.
  10. Учите восхищаться красотой родного города. Расскажите подробнее о его инфраструктуре, о важном значении общественных учреждений (магазинов, почты, школы, библиотеки, кинотеатра, кафе и ресторанов). Укажите на ценность труда работников таких заведений.
  11. Занимайтесь всей семьёй благоустройством и озеленением улицы, на которой вы живете.
  12. Расширяйте чувство сознательности в ребенке, помогая правильно давать оценку собственным поступкам и поступкам окружающих.
  13. Знакомьте ребёнка с литературой о Родине и её традициях, героях и народной культуре.
  14. Приучайте ребёнка вести себя примерно в общественных местах и поддерживать порядок.
  15. Поощряйте занятия народной культурой (фольклором, декоративно-прикладным искусством и прочими видами народно-патриотической деятельности). К фольклору относятся народные песни и игры, сказки, загадки, поговорки, хороводы. Таким образом происходит приобщение ребенка к общечеловеческим нравственным ценностям.
  16. Участвуйте всей семьей в торжествах по случаю национальных праздников, развивая тем самым чувство принадлежности к большой семье.
  17. Поощряйте занятия спортом и здоровым образом жизни, чтобы ребенок мог не только постоять за себя, но и, если придется, защитить других.

 

свернуть

Виртуальные экскурсии по Беларуси

Интерактивная игра для педагогов

«Я вырос здесь, и край мне этот дорог!»

 Цель: уточнение и закрепление знаний участников деловой игры по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Задачи: повысить педагогическую компетентность участников по вопросам нравственно-патриотического воспитания; обобщить знания педагогов о формах и методах работы по патриотическому воспитанию; развивать способ анализа своей деятельности и деятельности другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт; расширять кругозор каждого участника игры по краеведению.

Материал и оборудование: конверты с разрезанными пословицами; кубик с цифрами от 1 до 6; фотографии достопримечательностей г. Вилейка; грамзапись песен о Беларуси.

Категория: педагоги.

Время проведения: 25 – 30 минут.

Ход деловой игры

Ведущий (В): Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я предлагаю Вам принять участие в деловой игре, посвященной нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, в ходе которой мы обобщим знания о формах и методах работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию, расширим кругозор по краеведению.

Виктор Петрович Астафьев когда-то написал: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине... Родина - это всё: и, прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, её праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям, а главное - труд, творческий созидательный труд своего народа».

1 раунд: «Вопрос-ответ»

В: Предлагаю Вам ответить на следующие вопросы: 1.Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство.) 2. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. (Флаг.)

  1. Официальная эмблема государства. (Герб.)
  2. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья.)
  3. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна.)
  4. Преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу. (Патриотизм.) 7. Кто несет ответственность за воспитание ребенка? (Родители.)
  5. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовало от предшествующих поколений? (Традиция.)

2 раунд: «Составь пословицу»

 В:  С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

А сейчас каждый из Вас вытянет конверт, в котором находятся элементы пословицы о Родине. Необходимо составить пословицу. 1. Золоту старости нет, Родине цены нет.

  1. Всякому мила своя сторона.
  2. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
  3. Родина – мать, умей за нее постоять.
  4. Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.
  5. Человек без Родины – что соловей без песни.
  6. На чужой стороне Родина милей вдвойне.
  7. Родная землица и во сне снится.

В: Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек, где его учили доброте. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ.           

 3 раунд: «Гости города»

В: Переходим к следующему заданию. На мольберте размещены фотографии достопримечательностей города Вилейки. Каждая фотография обозначена цифрой от 1 до 6. Участники по очереди бросят кубик с цифрой, чтобы случайным образом выбрать одну из картинок. Выбранную картинку нужно описать таким образом, чтобы гостю города было понятно изображение и появилось желание посетить этого место.

В:  Процесс формирования самосознания ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте, а потому важнейшими задачами развития ребенка дошкольного возраста, его гражданского воспитания выступает задача освоения родной культуры, воспитание гражданина своей страны. И немаловажную роль в этом играет взаимодействие педагога с родителями воспитанников.            

  4 раунд: «Методическая атака»

В: У Вас на столах находятся карточки с формами взаимодействия с родителями по патриотическому воспитанию. Необходимо разделить данные формы на два типа: традиционные и нетрадиционные. (Педагоги по очереди подходят к мольбертам «Традиционные формы работы с родителями» и «Нетрадиционные формы работы с родителями» и размещают карточки в зависимости от разновидности форм и методов.)

Традиционные формы взаимодействия с родителями по патриотическому воспитанию:

  1. Коллективные (родительские собрания; конференции; «Круглые столы»; консультации).
  2. Индивидуальные (беседы, консультирование).
  3. Наглядно-информационные (записи на магнитофон бесед с детьми; видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии; выставки детских работ; стенды; ширмы; папки-передвижки).

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями по патриотическому воспитанию: 1. Информационно-аналитические (проведение срезов; тренинги; опросы; «Почтовый ящик»).

  1. Наглядно-информационные (информационные проспекты для родителей; выпуск газет; организация мини-библиотек).
  2. Досуговые (досуги; праздники; выставки детско-родительских работ; семейные проекты; семейные вечера).
  3. Познавательные (семинары; практикумы; педагогическая гостиная; библиотека для родителей; семейный клуб; познавательно-игровые викторины; дни открытых дверей).

В:  Все формы работы направлены на то, чтобы наладилась связь с семьей, чтобы родители проявляли интерес к воспитанию детей, становились полноправными участниками педагогического процесса.

                5 раунд: «С песней по жизни»

В:  Песня – душа народа. Много песен сложено о большой и малой Родине, о нашей Беларуси. Сейчас я предлагаю принять участие в песенном блиц-турнире. Сначала Вы слушаете мелодию, а затем отгадываете песню и поете один куплет.

                Итог

В:  И подводя итог нашей деловой игры, я хочу процитировать слова выдающегося педагога-практика Антона Семеновича Макаренко: «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Существует такая притча:

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет, живая – я ее умертвляю, скажет, мертвая – выпущу».

Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Эту притчу я взяла не случайно. Ведь все, действительно, в наших руках. Не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках!

 

Литература:

  1. Козлова, С. А. Воспитание патриотических чувств // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / С. А. Козлова, А. М. Виноградова. — Москва: Просвещение, 2010.
  2. Никонова, Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. / Л. Е. Никонова. — Минск: Народная асвета, 2009.
  3. Запорожец, А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. —Москва: Педагогика, 2013.
  4. https://www.prodlenka.org
  5. https://nsportal.ru
свернуть

Играем-историю, традиции страны изучаем: картотека познавательных игр

ГЕРБ ГОРОДА

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города,  Минска; уметь выделять герб из других знаков.

Материалы: шаблон-образец с изображением герба Вилейки, Минска; контурные шаблоны герба Вилейки, Минска; «мозаика» гербов в разо­бранном варианте.

Ход игры. Детям предлагается рассмотреть гербы и отме­тить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.

  1. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики гербы Вилейки, Минска.
  2. Дети собирают гербы без помощи шаблона-образца, опираясь на память.
  3. Детям предлагается собрать гербы Вилейки, Минска из отдельных дета­лей при помощи шаблонов-накладок.
  4. Детям предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.

РАЙОН, В КОТОРОМ ЖИВЁТ ДЕТСКИЙ САД

Цель: обобщить знания детей о районе города, в котором находится детский сад, с его особенностями и достопримечательностями.

Материалы: игровое поле, наложенное на план района, с мар­шрутом следования и изображёнными на нём достопримечательно­стями района и названиями улиц; кубик с числовыми фигурами от 1 до 6; фишки в виде автомобиля и человечков; «бабушкина энцик­лопедия» с краткими справками по теме игры.

Ход игры. Играть может любое количество детей. Они самостоя­тельно выбирают, на каком виде транспорта отправляются в путеше­ствие, или идут пешком. В зависимости от этого выбирается игровая фишка. Дети по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигаются вперёд. Участникам необходимо пройти весь маршрут и вернуться назад в детский сад. Если фишка попадает на красное поле, для продвижения дальше необходимо ответить на вопрос, обозначенный номером это­го поля; если фишка попадает на зелёное поле, то ребёнок может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии».

Примечание. Если ребёнок не знает ответа на вопрос «красного поля», он может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии», но пропускает ход; «бабушкину энциклопедию» необходимо показать и про­читать детям предварительно. 

ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА

Цепь: закрепить у детей представление об истории родного города.

Материалы: игровые поля (9 штук) с изображениями видов города  от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным от­резкам истории города.

Ход игры. Играть могут 3-9 детей. Ведущий раздаёт игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полно­стью закрыть своё игровое поле карточками, подходящими вре­менному отрезку.

Примечание. На каждой карточке есть надпись с названием объекта и временным отрезком.

Если ребенок ошибается, то даётся «справка ведущего», которым мо­жет быть как воспитатель, так и ребёнок. 

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ

Цель: знакомить с родным городом.

Материал: альбом фотографий родного города.

Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их. 

ГОРОДА МИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Цель: способствовать закреплению знаний о городах области

Материал: карта Минской  области с отмеченными городами, таблички с гербами и названиями городов.

Ход игры: Воспитатель знакомит детей с картой области, предлагает найти на ней города и разложить на них таблички с соответствующими названиями. 

 

ФЛАГ БЕЛАРУСИ

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны

Материал: полосы красного, зелёного цветов. А белая полоска с орнаментом.

Ход игры: Воспитатель показывает детям флаг Беларуси, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге Беларуси.

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?

Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми родного города

Материал: портреты известных соотечественников

Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит. 

ПРОДОЛЖИ ПОСЛОВИЦУ

Цель: знакомить с устным народным творчеством

Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают. 

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

(домино)

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к народным традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: фишки домино с изображением народных промыслов

Ход игры: Дети по очереди выкладывают фишки таким образом, чтобы одинаковые изображения оказывались рядом. Проигрывает последний положивший фишку участник.  

ПТИЦЫ НАШЕЙ СТРАНЫ

Цель: знакомить детей с птицами родной страны

Материал: карточки с изображениями птиц

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашей стране или нет. 

НАРИСУЙ УЗОР

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к народным  традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.

Ход игры: Дети рисуют простой узор по образу.

ОДЕНЬ КУКЛУ

Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре

Ход игры: Дети одевают куклу в национальную одежду 

СОБЕРИ УЗОР

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к народным  традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

Ход игры: Дети собирают картинки из фрагментов.

свернуть

Малая Родина в творчестве дошколят