Летний оздоровительный период 2024

Работа по основам безопасности жизнедеятельности и здоровому образу жизни с детьми дошкольного возраста в летний период

Развитие у детей дошкольного возраста элементарных представлений о здоровом образе жизни (далее ЗОЖ), направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни. Успешное формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в учреждении дошкольного образования и семье, созданий условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия триады ребёнок - педагог - родители, а инициатором и координатором в этом выступает педагогический коллектив учреждения дошкольного образования.

Данная работа должна продолжаться и в летний оздоровительный период. Содержание работы по формированию представлений дошкольников ЗОЖ и ОБЖ строится в учреждении дошкольного образования на следующих позициях: образовательная работа с детьми (закрепление представлений, умений, навыков); развивающая работа с детьми (развитие способности к установлению причинно-следственных связей между здоровьем и образом жизни). Воспитательная работа с детьми — это формирование мотивации и потребности в ЗОЖ, ОБЖ, профилактика негативного поведения средствами формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников являются дидактические, сюжетно-ролевые игры, художественная литература, продуктивная и предметно-практическая деятельность. Можно использовать в работе с ЗОЖ и ОБЖ такие формы работы как беседа, рассказ, путешествия, экскурсии, решение проблемных ситуаций, например, путешествие по экологической тропе - где изучают по описанию лекарственные растения; экскурсия к перекрёстку дороги; разбирать проблемные ситуации «Место для отдыха», «Что поможет быть здоровым».

В летний период идёт закрепление полученных знаний, умений, навыков по ЗОЖ и ОБЖ. Можно использовать наглядные, словесные и практические методы. Чтение художественной литературы, заучивание  поговорок, пословиц.

Летом дети проводят большую часть времени на прогулке, поэтому лучше проводить беседы о правилах поведения на улице, рассказывать о правилах дорожного движения, закреплять представления о предназначении светофора и его сигналах в игровой форме, используя картонные кружки, макет светофора, макет улицы с домами, перекрёстками, игрушечными автомобилями (всё это есть в каждой возрастной группе). Тематика бесед: «Как рождаются опасные ситуации на дороге»; «Мы пассажиры» «О чём говорят дорожные знаки»)

Наглядные методы: Для ознакомления с ядовитыми растениями можно использовать картинки, иллюстрации, объекты живой природы, например, ландыш, пижма, мухомор. Объяснять, что надо быть осторожными и отучаться от вредной привычки пробовать всё подряд и нюхать. Напоминать им правила поведения на природе, например, нельзя жевать первую попавшуюся травинку; придя с прогулки из леса, парка обязательно вымыть руки.

Практические методы: С помощью дидактических игр закреплять знания, умения, навыки детей по ЗОЖ и ОБЖ, например, игра «Говорящие знаки», «Занимательная лекарственная азбука», «Съедобное - несъедобное; «Сто бед» (об опасных вещах), «Лабиринты» (надо выполнять действия, способствующие здоровому образу жизни). Летом для детей можно проводить досуги, театрализованные представления (например, «Мой друг светофор», «У Мишки в гостях»). Они способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ, ОБЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации. Объяснять детям, что невыполнение привычных требований взрослых, особенно летом (не пить некипячёную воду, мыть овощи и фрукты, руки перед едой, носить облегчённый головной убор) могут привести к болезни. В наши дни это может уберечь от болезни, а иногда и спасти жизнь.

Летом можно ещё раз провести опыты с водой, использовать для этого фильтры, лупы для наглядной демонстрации того, что содержится в воде, чтобы у детей формировалось чувство брезгливости к «грязной воде». Летом родители с детьми выезжают в деревню и здесь особенно осторожным должно быть поведение городских детей, которые впервые оказываются в сельской местности. Стараться объяснять детям, что любые животные с детёнышами или птицы часто ведут себя агрессивно и могут напугать или травмировать. На летний период можно разработать для родителей консультации, памятки поведения в той или иной ситуации (например: «Внимание, ребёнок и дорога», «Опасные ситуации. Это надо знать», «Детский травматизм летом», «Внимание - ядовитые растения», памятка «Азбука вежливости» (о безопасном поведении). Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможны лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных: нужно вместе искать выход из трудного положения, вместе обсуждать проблему, вести диалог, вместе с детьми познавать, удивляться, делать новые открытия.

Детская художественная литература по теме «Здоровый образ жизни».

О безопасном поведении пешеходов:

 М. Кривич, О. Ольгин «Школа пешехода» С. Михалков «Дядя Степа - милиционер», «Шагая осторожно...» В. Семеркин «Запрещается - разрешается» И. Серяков «Горят огни на перекрестках» О. Тарутин «Для чего нам светофор» О питании 3. Александрова «Большая ложка» А. Кардашова «За ужином» С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала» Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду»э

 О поведении в различных ситуациях:

 Г.П. Шалаева «Большая книга правил поведения для воспитанных детей» О прогулке А. Барто «Прогулка» Е. Благинина «Прогулка» И. Залетаева «Скакалочка» А. Кузнецова «Качели» С. Михалков «Прогулка».

 О санитарно-гигиенических навыках:

 М. Яснов «Я мою руки» К. Чуковский «Мойдодыр» А. Кузнецова «Кто умеет» О психологическом климате в группе и дома И. Демьянов «В детский сад пришла я с мамой» Г. Ладонщиков «Я не плачу» Н. Найденова «Новая девочка».

 

 

 

Список литературных источников:

  1. Учебная программа дошкольного образования. Национальный институт образования, 2023.
  2. И.Г.Чугай Организация работы по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности в учреждении дошкольного образования. МОИРО, Минск, 2013.
  3. Шорыгина Т. Беседы об основах здорового образа жизни 5-8 лет. – М.: Сфера, 2009.

 

Подготовил: заместитель заведующего по основной деятельности Климович Д.А,

свернуть

Памятка для родителей

Уважаемые родители!

В целях профилактики несчастных случаев среди несовершеннолетних в  период летних каникул просим Вас обратить особое внимание на следующие факторы и действия, обеспечивающие безопасность детей:

1.   Не оставляйте несовершеннолетних на долгое время без присмотра, контролируйте их местоположение.

2.   Запретите детям играть на проезжей части, вблизи строек, заброшенных колодцев, разрушенных домов, залезать в стоящие бесхозные машины, подвалы и другие подобные места.

3.   Объясните детям, что опасно ходить по парку, безлюдным и неосвещенным местам.

4.   Внушите ребенку, что купание в водоемах без присмотра взрослых категорически запрещено.

5.   Учите детей соблюдать Правила дорожного движения, наблюдать и ориентироваться на дороге.

6.   Не позволяйте детям ездить на такси или в общественном транспорте без сопровождения, не разрешайте детям «голосовать» на дороге.

7.   Учите детей пользоваться телефоном в случае чрезвычайной ситуации. Они должны знать, кому и куда следует звонить с просьбой о помощи.

8.   Учите детей не разговаривать с незнакомыми людьми, не принимать то них никаких подарков. Объясните, что посторонним является любой взрослый, которого он не знает, даже если он будет говорить, что знает ребенка или его родителей.

9.   Научите детей действиям в различных экстремальных ситуациях (пожар, затопление, проблемы с электропроводкой, газоснабжением, телефоном, попытке проникновения в квартиру и т. п.).

10. С раннего возраста объясните детям пагубность курения, алкоголя, наркотиков. Никогда не предлагаете алкогольные напитки несовершеннолетним, не курите и не употребляйте алкоголь в присутствии детей!

11. Если ребенок вовремя не возвратится домой, звоните в милицию. Если ребенок подвергся сексуальному насилию: немедленно вызывайте милицию, «Скорую помощь» и заявляйте о случившемся. Во всех случаях, когда вам стало известно о совершенном или готовящемся преступлении, особенно в отношении малолетнего, несовершеннолетнего незамедлительно сообщите об этом в правоохранительные органы.

Помните, безопасность ваших детей во многом зависит от вас!

https://mchs.gov.by/glavnoe/353345/

свернуть

Профилактика детского травматизма в летний период

Летом дети больше играют на свежем воздухе, больше двигаются, а значит, именно в летний период повышается детский травматизм. Запретить ребёнку познавать мир невозможно. Дело родителей – подстраховать его, уберечь от возможной трагедии.

 В дошкольном возрасте любознательность детей, недостаточность координации движений, отсутствие жизненного опыта, может привести:

1. ОЖОГИ  от горячей плиты, посуды, пищи, кипятка, пара, утюга, других электроприборов и открытого огня.

  • Чтобы избежать ожогов, необходимо строго следить за тем, чтобы во время приёма горячей пищи дети не опрокидывали на себя чашки, тарелки.
  • Со стола, на котором стоит горячая пища, убрать длинные скатерти - ребенок может дернуть за их край и опрокинуть горячую пищу на себя.
  • Устанавливать плиты достаточно высоко или откручивать ручки конфорок, чтобы дети не могли до них достать.
  • Прятать в недоступных местах спички, зажигалки, легковоспламеняющиеся жидкости, свечи, бенгальские огни, петарды.
  • Случаются также и солнечные ожоги или даже тепловые удары             (перегрев), если дети на солнце находятся без головного убора.

2. ПАДЕНИЕ С ВЫСОТЫ  (окна, балкон, кровать, стол, ступеньки). Установите надежные ограждения, решетки на ступеньках, лестничных пролетах, окнах и балконах.

Падение – распространённая причина ушибов, переломов костей, серьёзных травм головы. Чаще всего это падение с высоты: гаражей, заборов, с деревьев. Может быть падение в открытые люки.

Самые печальные случаи - это падение из окон. Причём из окон выпадают не только малыши, но и ребята постарше. Такие травмы можно предотвратить, если: не разрешать детям лазить в опасных местах. По возможности  установить ограждения на ступеньках, окнах и балконах. Помните! – противомаскитная сетка не спасет в этой ситуации и может только создавать ложное чувство безопасности. Не оставляйте около открытого окна стулья – с них ребенок может забраться на подоконник.

Необходимо объяснить ребёнку, почему опасны игры, на строительных площадках, участках, где проводят ремонтные работы, в заброшенных зданиях и т.д.

3. УДУШЬЕ ИЛИ АСФИКСИЯ (от мелких предметов, монет, пуговиц, гаек и др.). Маленьким детям нельзя давать еду с маленькими косточками или семечками, нужно следить за ребенком во время еды.

4. ОТРАВЛЕНИЕ (лекарственными средствами, моющими жидкостями, отбеливателями, инсектицидами и др.)

Ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов – дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте.

Следите за ребенком при прогулках в лесу – ядовитые грибы и ягоды- возможная причина тяжелых отравлений.

5. ПОРАЖЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ от неисправных электроприборов, обнажённых проводов, от втыкания игл, ножей и других металлических предметов в розетки. Родители обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них.

Электрические розетки нужно закрывать, чтобы предотвратить электротравму у ребёнка. Электрические провода должны быть не доступны детям – обнажённые провода предоставляют для них особую опасность.

6. НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ ПРИ ЕЗДЕ НА ВЕЛИСИПЕДЕ являются распространенной причиной травматизма среди детей среднего и старшего возраста.

Очень важно научить ребёнка безопасному поведению при езде на велосипеде (шлем, наколенники и т.п.).

7.   НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ В ТРАНСПОРТЕ.

Родители обязаны обеспечить безопасность ребёнка в транспорте – дети должны всегда пристёгиваться ремнём безопасности, находиться на специальном сиденье. Это предохранит ребёнка от серьёзных травм, а также во избежание несчастных случаев детей нужно учить ходить по тротуарам лицом к автомобильному транспорту.

Дети должны знать и соблюдать следующие правила, когда переходят дорогу:

- остановиться на обочине, посмотреть в обе стороны;

- перед тем, как переходить дорогу, убедиться, что машин или других транспортных средств на дороге нет;

- переходя дорогу, держаться за руку взрослого или ребёнка старшего возраста;

- идти, но, ни в коем случае не бежать;

- переходить дорогу только в установленных местах или на зелёный сигнал светофора.

свернуть

Безопасное лето

Особенности организации образовательного процесса в летний оздоровительный период

*ссылка для скачивания https://drive.google.com/drive/folders/1VUz4hBwJvTR1HPDkuDktyDrlgrY1YocP 

Организация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования в летний период включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. При этом необходимо учитывать, что в период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе, сокращается количество времени, отведенного на проведение специально организованной деятельности.

Содержание образования детей в летний период реализуется в партнерской деятельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает:

включенность педагога в деятельность наравне с детьми;

добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

свободное общение и перемещение детей во время деятельности;

открытое временное завершение деятельности (каждый действует в своем темпе);

интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной деятельности с другими видами детской деятельности (познавательной практической, общением, игровой, трудовой и др.).

В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которая осуществляется в специально организованных формах, регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования, по соответствующим образовательным областям («Физическая культура», «Искусство») и нерегламентированной деятельности воспитанников, включающей:

самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ребенку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 

организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.

Физкультурно-оздоровительная работа включает:

утреннюю гимнастику;

физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);

подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);

самостоятельную двигательную деятельность;

закаливание.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:

комплекс общеразвивающих упражнений;

обыгрывание сюжета;

3—4 подвижные игры;

физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;

оздоровительный бег на участке;

элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.

В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.

Физкультурные занятия на воздухе направлены на:

повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);

расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.

При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Подбор материала необходимо осуществлять с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:

Комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной):

профилактика нарушений осанки и плоскостопия;

развитие координационных способностей;

развитие физических качеств;

совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.).

Элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.).

Игры с элементами спортивного ориентирования.

Комплекс подвижных игр (2—3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.

Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.

Тематика физкультурно-массовых мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления.

Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:

включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);

обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;

предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;

индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.

Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):

ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);

многократное умывание в течение дня;

полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;

дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);

ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2—5 мин в группе первого раннего возраста до 15—20 мин в старшей группе); по траве, песку.

Художественно-эстетическая работа включает:

изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);

музыкальную деятельность воспитанников;

ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.

При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:

рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;

проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;

экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;

включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);

освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);

лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);

аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);

конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);

детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).

В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:

включение изобразительной деятельности в детские праздники;

проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;

организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.

В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:

использование музыки в режимных моментах;

фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;

проведение музыкально-дидактических игр и заданиймузыкальных викторин;

включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П. И. Чайковского и др.);

сольное и коллективное музицирование;

самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).

На прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры под пение, хороводы, музицирование на самостоятельно изготовленных игрушках-инструментах (шейкеры с разнообразными наполнителями, мини-кастаньеты и барабанчики), с использованием бытовых предметов (расческа, ведерко, шуршащая бумага и целлофан); музыкально-творческие игры, предполагающие использование «первоэлементов» музыки — хлопков, притопов, щелчков и т. п., вокальные и двигательные импровизации, связанные с наблюдаемыми явлениями.

Виды музыкальных игр, используемых в музыкальной деятельности:

Коммуникативные музыкальные игры, игры-танцы.

Музыкальные игры с пением, хороводы.

Подвижные музыкальные игры, содержание которых направлено на:

развитие восприятия средств музыкальной выразительности посредством культуры движения;

формирование основных двигательных умений и навыков, ориентировки в пространстве;

формирование представлений о музыкальной форме, музыкальных жанрах, танцевальных движениях;

развитие музыкально-творческих способностей.

Игры с музыкальными инструментами.

Музыкальные игры-релаксации.

В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников целесоообразным является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.

В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период.

Источники:

  1. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь от 29.05. 2023г. 

 

Подготовил заместитель заведующего по основной деятельности

Данилевич Т.Э. 

свернуть

Инструктивно-методическое письмо

поделиться в: