Информационно-методический кабинет

Методические рекомендации

Формы повышения квалификации педагогов в межкурсовой период

Образовательные интернет-ресурсы

http://edu.gov.by — Министерство образования Республики Беларусь

http://adu.by — Национальный образовательный портал

http://giac.unibel.by — учреждение «Главный информационно-­аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь»

http://www.academy.edu.by — государственное учреждение образования «Академия последипломного образования»

http://www.adu.by — Научно­ методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

http://bspu.by — учреждение образования «Белорусский государственный университет имени Максима Танка»

http://elib.bspu.by — репозиторий учреждения образования «Белорусский государственный университет имени Максима Танка»

http://mir.pravo.by — Детский правовой сайт

http://www.nlb.by — Интернет­-портал Национальной библиотеки Беларуси

http://biblio.unibel.by — Научно­-педагогическая библиотека учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь»

http://moiro.by — государственное учреждение образования «Минский областной институт развития образования»

http://praleska-red.by — учреждение «Редакция журнала “Пралеска”»

 

свернуть

В помощь педагогу

 

Образовательный процесс в учреждении дошкольного образования многопрофилен. Немаловажным условием достижения каждым воспитанником стандарта дошкольного уровня образования, овладения им базисом для обеспечения преемственности при переходе к следующей возрастной и образовательной ступени является также обучение, осуществляемое педагогами в процессе регулярно проводимых занятий в дошкольном учреждении.

Успешность проведения специально организованной деятельности воспитателем определяют три условия:

  1. хорошее знание программы;
  2. владение методикой обучения;
  3. знание возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей своей возрастной группы.

Подготовка воспитателя к занятию включает:

  1. Планирование занятия:
  • определение программного содержания (в соответствии с темой занятия);
  • выбор методов и приёмов обучения;
  • предварительная работа (составление конспекта (плана) занятия в соответствии с учебной программой; работа с методической литературой).
  1. Подготовка оборудования, подбор дидактического материала

(оборудование, дидактический материал должны отвечать педагогическим, эстетическим и гигиеническим требованиям; при подборе учитывать их качество, правильность размещения на столах).

  1. Подготовка детей к занятию.

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

Дидактические требования к проведению занятия:

  1. Соблюдение принципов обучения (наглядности, доступности и др.)
  2. Решение воспитательных и образовательных задач.
  3. Выбор методов и приёмов обучения.
  4. Сочетание нового и знакомого материала, связь с предшествующими занятиями.
  5. Организационная чёткость занятия (логическое завершение каждой части занятия и законченность в целом).
  6. Соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам и требованиям учебной программы.
  7. Обеспечение усвоения программного материала всей группы в целом, каждым ребёнком в отдельности.
  8. Творческий характер занятия.

Гигиенические требования к проведению занятия:

  1. Своевременное проведение влажной уборки, организации проветривания группового помещения.
  2. Рациональное размещение мебели, оборудования и материала. Соответствие мебели росту детей.
  3. Соответствие методики занятия возрастным, индивидуальным и психофизиологическим особенностям детей.
  4. Смена поз детей в течение занятия.
  5. Чередование различных видов деятельности на занятии.
  6. Привитие культурно-гигиенических навыков (например, при проведении видов изобразительной деятельности - закатать рукава, помыть руки и т.д.)

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

На каждом занятии выделяется следующая структура:

  1. Начало занятия (организационный момент: вызвать у детей эмоциональный положительный настрой, формировать мотивацию к деятельности и др.)
  2. Ход занятия (основная часть занятия: организация активной, самостоятельной, практической, познавательной деятельности детей). В ходе занятия воспитатель приучает детей к самостоятельному выполнению поставленной задачи, например, рисовать, отвечать на вопросы. Также воспитатель учит детей планировать свои действия, формирует учебные навыки, навыки самоконтроля. Воспитатель при проведении занятия осуществляет индивидуальную работу с детьми, использует различные приёмы активизации самостоятельного мышления детей.
  3. Конец занятия (подведение итога: во 2 младшей группе даётся положительная оценка; в средней группе воспитатель подходит дифференцированно; в старшей группе к анализу привлекаются дети). Воспитателю следует подчеркнуть достижения конкретного ребёнка в сравнении с его собственными успехами и неудачами, а не с достижениями других детей. Оценка деятельности детей на занятии должна быть содержательной оптимистической.

 МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ

Эффективность проведения занятия зависит от подбора и сочетания разных методов и приёмов обучения.

Методы обучения - это система способов взаимосвязанной деятельности воспитателя и детей, направленная на решение образовательных задач.

Метод - воспитывающий характер, должен быть ясным и определённым.

Главное в методах обучения - реализация образовательных, воспитательных, развивающих функций обучения. Методы обучения - путь познания окружающей действительности. Методы обучения взаимосвязаны и всегда дополняют друг друга. Выбранный метод обычно является для данного случая основным и сопровождается другими методами. Один и тот же метод обучения может применяться для разных учебных целей.

Приём - деталь метода или конкретный элемент, какого - либо метода.

Приём не имеет учебной самостоятельной задачи, подчиняется той задаче, которая выполняется данным методом.

Одинаковые приёмы обучения могут быть использованы в различных методах.

Основное различие между методами и приёмами обучения:

- методы направлены на решение общей учебной задачи, продолжительны по времени;

- приёмы направлены на решение частной задачи, непродолжительны по времени.

В дошкольной педагогике выделяют четыре группы методов:

  1. Наглядные методы.
  2. Словесные методы.
  3. Практические методы.
  4. Игровые методы.

Такая классификация обусловлена особенностями мышления ребёнка дошкольного возраста (преобладает наглядно-образное мышление)

Требования к методам и приёмам обучения:

  1. методы и приёмы обучения должны быть направлены на решение всех задач разностороннего  развития личности ребёнка;
  2. методы и приёмы обучения должны быть научны (в результате дети усваивают прочные умения, знания и навыки);
  3. методы и приёмы обучения должны быть доступны, соответствовать возрастным критериям;
  4. методы и приёмы обучения должны быть результативны.

По материалам семинара методиста высшей категории отдела организационно-методического обеспечения качества образования Учебно-методического учреждения «Минский государственный областной учебно-методический кабинет» О.Н. Василенко

 

Методические рекомендации по организации прогулки

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует развитию мышления. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу. Малыши трудятся в цветнике - сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика - все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличивается. Распорядок дня учреждения дошкольного образования предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней.

Большое значение для проведения прогулок имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями спланированный и оборудованный участок. Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным участком, отгороженным от других групп кустарником. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка), для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.

На участке должно быть оборудование для развития движений: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы. Игровые площадки заканчиваются дорожками, по которым дети могут кататься на велосипедах, автомобилях.

Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца.

В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки и снежные сооружения, каток (если позволяют условия).

Чтобы дети охотно собирались на прогулку, детей к прогулке воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у воспитанников интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.

Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия. Для каждой группы нужна просторная раздевальная комната с индивидуальными шкафчиками и достаточным числом банкеток и стульчиков, чтобы ребенку было удобно сесть, одеть рейтузы или обувь и не мешать при этом другим детям.

Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала все они одевают рейтузы, обувь, затем свитер, куртку, шапку, шарф и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Помогает одевать детей помощник воспитателя, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и. раздевания и они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.). Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.

Когда большинство детей оденется, воспитатель выходит с ними на участок. За остальными детьми следит помощник воспитателя, затем провожает их к воспитателю. Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.

Содержание детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах -- элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения. Летом - это езда на велосипеде, зимой - катание на санках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями.

Трудовые задания должны быть посильны детям и вместе с тем требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными воспитанниками. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за строителями.

Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают сменную обувь, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.

Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки.

В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза в неделю и на более далекие расстояния.

Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт, пешеходов, средней - здания общественного назначения (школа, Дом культуры, почта и т. п.). Со старшими детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.

На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.

На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Литература

Шишкина, В.А. Двигательное развитие дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В.А. Шишкина. - Минск: Нац. ин-т образования, 2019.

Шишкина, В.А. Подвижные игры для детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. - Минск: Нац. ин-т образования, 2019.

Шишкина, В.А. Физическое воспитание дошкольников: пособие для педагогов и руководителей учреждений дошк. образования / В.А. Шишкина. - Минск: Зорны верасень, 2018.

Воспитание воспитанников в процессе трудовой деятельности

Трудовое воспитание дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития.

Трудовое воспитание тесно связано с:

-интеллектуально-познавательным воспитанием (оборудование, профессии, развивает мышление -ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело);

-социально-нравственным воспитанием (нормы поведения, воспитывается самостоятельность, развивается ответственность).

-физическим воспитанием (приобщаем к здоровому образу жизни, развивается моторика рук);

-эстетическим воспитанием.

Труд взрослых создает материальные и культурные ценности, носит общественно-полезный характер, осознается людьми, как потребность.

Ценность труда детей – в его воспитательном значении.

Цель трудового воспитания дошкольников – формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых; формирование трудовых умений и навыков; воспитание трудолюбия, как качества личности.

В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

Задачи:

1.формирование предпосылок трудовой деятельности:

-трудовых навыков;

-компонентов деятельности;

-общественных мотивов труда.

2.воспитание положительного отношения к  труду взрослого:

-интереса к труду взрослого;

-уважение к трудящемуся человеку;

-стремление оказывать помощь.

3.воспитание личности ребенка:

-личностных черт (самостоятельность);

-воспитания трудолюбия (привычка трудиться);

-воспитание положительных взаимоотношений между детьми.

Специфика детского труда:

1.труд тесно связан с игрой;

2.трудовая деятельность постоянно развивается;

3.обязательно предполагает помощь и участие взрослого;

4.носит ситуативный и не обязательный характер.

4 вида труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

1.Самообслуживание. Этот вид труда связан с необходимостью содержания своего тела в чистоте, с приемом пищи, одеванием и раздеванием, уходом за своей одеждой и т. д.

Содержание включает: трудовые процессы, связанные с умыванием, одеванием и раздеванием, уходом за своей одеждой и обувью.

Воспитательное значение самообслуживания-удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду.

В самообслуживании перед детьми всегда ставится конкретная и понятная цель для ребенка. Результат всегда виден. Ребенок проявляет физические и умственные усилия.

2.Хозяйственно-бытовой труд – направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке детского сада, помощь взрослым при организации режимных процессов.

Содержание: сервировка стола, подготовка к занятиям, уборка групповой комнаты, игрушек, участка.

Хозяйственно-бытовой труд в элементарных формах появляется уже в младшем дошкольном возрасте (поручения); в среднем и старшем дошкольном возрасте - направлен на формирование осознания труда для общей пользы.

3.Труд в природе (сельскохозяйственный труд) – участие детей в делах по уходу за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике.

Содержание: подготовка почвы, рыхление, посев семян, посадка и выращивание растений, полив, прополка, подкормка растений, сбор урожая; кормление животных, чистка клеток, аквариума.

Конечная цель – вырастить овощи, фрукты, цветы. Результаты труда конкретные и понятные детям, но они не могут быть достигнуты быстро, как в ручном труде. Цель отдалена во времени и требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневного труда.

4.Ручной труд – изготовление детьми игрушек и предметов из разных материалов (бумаги, картона, дерева, природного и бросового материала). 

Содержание: ремонт игрушек и пособий, изготовление изделий, игрушек, пособий, подарков, рукоделие. Он связан с конструированием.

Выбор формы зависит от:

1.возрастных и психофизиологических возможностей детей;

2. воспитательных целей и задач;

3.уровня трудового опыта детей;

4.содержания труда.

3 формы:   поручения, дежурства, коллективный труд.

1.Трудовые поручения – это возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить сам или с кем-нибудь из сверстников.

Виды поручений:

-по сложности (простые и сложные);

-по характеру выполнения (индивидуальные и совместные);

- по времени (кратковременные, эпизодические, длительные).

Особенности этой формы организации трудовой деятельности детей: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача.

В процессе выполнения ребенком поручения воспитатель осуществляет контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

2.Дежурства – форма организации труда детей, в которой дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.

Дежурные учатся выполнять порученное дело полностью, воспитатель дает им задание в обобщенном виде. Это требует от детей знания последовательности труда, представлений о его полном объеме, о требованиях к результатам. Более того, ребенок-дежурный ставится в условия обязательности выполнения дела. Он не может отказаться от него, заняться в это время другой, более интересной для него деятельностью.

Виды дежурств вводятся постепенно:

1.по столовой (со 2-ой младшей);

2.по подготовке к занятиям (со средней);

3.по уголку природы (со старшей).

3.Коллективный труд – это выполнение трудового задания одновременно всеми детьми группы (чаще старшие группы).

Содержанием коллективного труда может быть: уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей и фруктов, оформление групповой комнаты к празднику.

Условия коллективного труда:

1.Объединять всех детей можно после того, как они приобрели необходимый опыт труда в небольшом коллективе (совместные трудовые поручения, объединяют по 4-6 детей средний возраст; 6-25- старший).

2.всех детей поделить на несколько звеньев (до 4-х), каждому из них предложить какое-то общее задание (постепенное включение каждого ребенка в труд).

3.В содержание общего труда включаются только те виды, навыками которых дети владеют достаточно хорошо.

Способы объединения детей в коллективном труде: труд рядом; общий труд; совместный труд.

1.труд рядом -используется с младшей группы; воспитатель – учитывает индивидуальные возможности детей, устанавливает контакт с каждым; формирует умение у ребенка доводить работу до конца;

2.общий труд – со средней группы (уборка групповой комнаты);

3.совместный труд (разбиваются на звенья, цикличность, последовательность).

Методы: наблюдения, рассказ воспитателя, беседы, показ каждого трудового действия и его последовательности, подробное объяснение, общее напоминание, наблюдение за выполнением, проверка и положительная оценка, самооценка, поощрение, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художественных произведений, просмотры спектаклей и др.

Таким образом, труд детей младшего возраста проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. В средней группе – показывает и объясняет новые задания, следит за выполнением, дает оценку, предлагает исправить ошибку. В старшей группе - обсуждает с детьми, что нужно сделать и как выполнить работу. Детей приучают планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.

свернуть

Педагогический портал Республики Беларусь

Изображение                            Изображение

 

  

На PedPortal.by любой педагог может найти нужные файлы для своей работы, а также по делиться своими разработками с другими педагогами и получить свидетельство о публикации.

База материалов и публикаций педагогов по дошкольному образованию доступна по ссылке: 

Https://pedportal.by/baza-materialov/doshkolnoe-vospitanie/

Изображение

свернуть

Особенности организации работы с молодыми специалистами

    Успешный  современный  человек это в первую очередь профессионал. Самым сложным является начало трудовой деятельности. На начальном этапе  работы  происходит  профессиональная адаптация  личности. Исследователи отмечают, что у начинающего педагогического работника она проходит   успешнее, если:

-трудовая мотивация , педагогическая направленность были важными факторами при выборе  педагогической профессии и поступлении на работу;

-профессиональная адаптация осуществляется  в неразрывной связи с процессом личностного  и профессионального  развития;

-в учреждении образования  максимально учитываются  личностные  особенности и уровень  профессиональной подготовки начинающего специалиста;

-в коллективе создана доброжелательная атмосфера,  существует активная поддержка личностного и профессионального роста;

-материально-техническое обеспечение  образовательного процесса соответствует  современным  требованиям, помогает реализовать инновационные  подходы.

   Поддержку молодым призваны оказать опытные наставники, помогающие усваивать необходимые ценности и нормы. Они  исполняют  роль  и воспитателя, и учителя, становятся примером для подражания и в профессиональной деятельности, и в социуме, помогают начинающему специалисту стать профессионалом. При приёме на работу начинающего специалиста знакомят с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом учреждения образования, его традициями. Направляют работать в группу совместно с опытным воспитателем дошкольного образования, который становится его наставником. Никакие советы, рассказы, объяснения так не помогут как личный пример. С первого дня работы молодых специалистов необходимо ориентировать на  постоянное пополнение своих профессиональных знаний, овладение передовыми методиками и приёмами в работе с детьми, постижение секретов  воспитания.

Работа одновременно ведется по трем направлениям:

-наставник – молодой специалист;

-молодой специалист – ребёнок и его родители;

-молодой специалист – коллега.                                                                                                                Молодых   педагогических работников знакомят с оснащением методического кабинета, помогают делать подборки литературы и  периодических изданий по интересующим вопросам.

  Система методической работы в учреждении образования способствует раскрытию внутренних ресурсов педагогов, помогает выявить проблемы, определить  темы   для   самообразования, ведь работа по самообразованию способствует развитию   профессионального мастерства педагогов и строится с учетом практического применения.

   Разнообразные  формы   работы  с молодыми  специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии. Хорошо зарекомендовали  себя  семинары-практикумы, в рамках которых рассматриваются  теоретические и практические вопросы, применяются разнообразные приёмы: решение  педагогических  ситуаций, «мозговой штурм». Всё это позволяет уточнить знания по конкретной теме, расширить кругозор, ускорить профессиональное развитие, осознать собственные индивидуальные возможности. Практикумы направлены на повышение  уровня практических  умений работы  с детьми у начинающих педагогов.

   Одной из эффективных форм, пробуждающих  педагогическое творчество, является круглый стол. Умение раскрыться, высказаться – это проявление  коммуникативных способностей. Круглые столы позволяют  создать  атмосферу творческого поиска, повысить уровень  рефлексивной культуры,  систематизировать  знания, стимулировать развитие  творчества  и проявление инициативы. Каждый высказывает свою точку зрения, но в итоге все приходят к  единому мнению. Всё это способствует созданию благоприятной атмосферы, установлению коммуникации между  участниками.

Умение использовать средства интернет - ресурсов позволяет современному  педагогу расширять   своё информационно - образовательное пространство, создает условия  для профессионального роста и самообразования, позволяет использовать информационные ресурсы общества в своей педагогической деятельности, общаться  с коллегами , участвовать в различных    сетевых мероприятиях.

     «Виртуальный методический кабинет» - это не просто  еще одна инновационная форма методической  работы. Его деятельность создает реальные    возможности   построения открытой   системы    непрерывного образования  педагогов, а оптимальный  доступ к необходимой информации в любое  время     суток делает познавательную деятельность педагогов более эффективной.

Примерный план работы с молодыми специалистами в учреждении образования:

1.Первый год работы

1-ый этап – социальная адаптация;

2-ой этап – профессиональная  адаптация.

2.Второй  год работы

3-ий этап – развитие успешности молодого специалиста в профессиональной деятельности;

4-ый этап – выбор профессионального маршрута в использовании педагогической  технологии  [1, с.13-20].

В  конце учебного года молодой педагог анализирует  выполнение индивидуального плана, своё участие в методической и общественной жизни коллектива. Это проводится для оценки собственных  трудностей и достижений.

Каждому педагогу, независимо от образования, возраста, стажа работы, личностных качеств, необходимо создать ситуацию  успеха в его педагогической деятельности.  Для создания   ситуации успеха в образовательном процессе  необходимо:

-подготовить  педагога   к  правильному  восприятию  нового вида деятельности, настроить на правильное выполнение поставленных задач: «Я уверена, что все у  Вас получится!»;

-подбодрить, если педагог допускает ошибки или у него не получается что-то выполнить;

-повышать интерес к изучению нового, используя творческие задания;

-обеспечить дифференцированный  подход в процессе  методической работы

Литература:

1.Сопровождение молодого  специалиста в условиях учреждения дошкольного образования / сост.:  Н.Г. Болбат,  О.И. Шатило;  ГУО «Минский институт развития образования».- Минск : МОИРО,2019.

2.Романова, Н.   Молодой педагог – наша надежда и будущее / Н.Романова / / Пралеска.-2017.-№ 11.- с. 41-43.

 

свернуть

Структура информационно-методического кабинета

Центром всей методической работы учреждения дошкольного образования является информационно-методический кабинет. 

Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности   в вопросах воспитания и обучения детей.

  Цель  работы информационно-методического кабинета

Учебно-методическое, информационно-ресурсное, консультативное, экспериментальное и диагностическое обеспечение   образовательного процесса  для совершенствования качества  работы учреждения дошкольного образования.

Задачи работы информационно-методического кабинета

  • создание и поддержание фонда научно-методического обеспечения дошкольного образования;
  • совершенствование методического обеспечения и материально-технической базы образовательного процесса путем оснащения его литературой,  наглядными пособиями,  раздаточными дидактическими материалами;
  • оказание помощи педагогам по применению передовых педагогических технологий, методов, форм и средств обучения и развития воспитанников;
  • изучение,  обобщение и распространение передового педагогического опыта;
  • содействие повышению и совершенствованию педагогического мастерства молодых специалистов,  начинающих педагогов;
  • обеспечение информационных, учебно-методических и образовательных потребностей педагогических работников.

Деятельность методического кабинета включает в себя

  • планирование информационно-методической работы учреждения дошкольного образования;
  • оказание помощи педагогам при подготовке к аттестации, в проведении открытых мероприятий, при участии в конкурсах профессионального педагогического мастерства;
  • организация для педагогов консультаций, семинаров, обзоров новинок методической и педагогической литературы по вопросам образовательной работы с детьми; создание условий для самообразования педагогов и повышения педагогического мастерства;
  • накопление, систематизация, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
  • создание временных творческих групп по разработке содержания деятельности учреждения дошкольного образования по определенному направлению деятельности;
  • ведение аналитико-обобщающей деятельности по организации учета педагогических кадров учреждения дошкольного образования;
  • прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров;
  • изучение результатов самообразовательной деятельности педагогов, их профессионального роста и развития;
  • разработка и систематизация  методических рекомендаций по различным направлениям педагогической деятельности;
  • организация повышения профессиональной компетентности  педагогических работников по различным направлениям педагогической деятельности;
  • оформление информационного стенда и постоянное обновление информации на нём;
  • организация  консультативной помощи педагогам;
  • аттестация  педагогов.
свернуть