Советы учителя-дефектолога

Логопедические интерактивные игры для веселых занятий дома с родителями

Аннотация. Данный кейс представляет собой подборку интерактивных логопедических игр для детей старшего дошкольного возраста. Кейс предназначен для закрепления полученных речевых навыков в домашних условиях. Направлен на актуализацию лексико-грамматических категорий, развитие фонематического слуха и восприятия, активизацию связной речи. Данные интерактивные игры не требуют регистрации родителей на интернет-сервисах, что делает их абсолютно доступными и эффективными.

Актуальность. Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Все дети любят играть на компьютере, и возможность позаниматься на нём служит дополнительным стимулом для выполнения заданий не только в детском саду, но и дома. Компьютерные развивающие игры создают высокую мотивацию детей, поддерживают их активное восприятие. Интерес к заданию при этом удерживается значительно дольше, предотвращается утомление детей, поддерживает познавательную активность у детей с различной речевой патологией, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Логопедические интерактивные игры на компьютере дают ребенку с речевыми недостатками возможность в некоторой степени самостоятельно оценивать правильность выполнения задания, так как на мониторе он видит результат своих действий.

Цель:

Закреплениезнаний и речевых навыков у детей, полученныхна логопедических занятиях в домашних условиях, с помощью кейса интерактивных логопедических игр.

Задачи:

  • Развивать и закреплять у детей звукопроизношение, фонематическийслух и восприятие, лексико-грамматический строй речи, навыки связной речи;
  • Развивать внимание, память, мышление;
  • Формироватьу детейинтерес к выполнению логопедических заданий дома;
  • Развивать навыки самоорганизации и самоконтроля;

Кейс

Логопедические интерактивные игры

для веселых занятий дома с родителями

Логопедические игры – это различные виды заданий, направленных на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на занятиях по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, при подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, то есть по всем направлениям развития речи.

  1. Викторина https://wordwall.net/ru/resource/1789978

Викторина направлена на развитие грамматического строя речи (словоизменение, словообразование)   

  1. Игра «Слова, звучащие похоже» https://wordwall.net/ru/resource/1782208

            Игра направлена на развитие фонематического восприятия (дифференциация слов близких по звучанию)

  1. Игра «Крот-воришка» https://wordwall.net/ru/resource/1690656

Игра направлена на развитие фонематического восприятия.

  1. Игра «Странные слова» https://wordwall.net/ru/resource/1690837

Игра направленна на развитие фонематических процессов, слоговой структуры (навыки составления слов из слогов)

  1. Игра «Запутанная история» https://wordwall.net/ru/resource/1691250

Игра направленна на развитие смысловой стороны речи, формирование и закрепление умений и навыков составления рассказов из отдельных слов.

  1. Игра «Звуки» https://learningapps.org/11383131

Игра направлена на формирование у детей правильной классификации звуков.

  1. Игра «Что сначала, что потом" https://learningapps.org/11381177
  2.  

            Игра направлена на формирование и закрепление умений и навыков составления

            последовательность рассказа по картинкам.

  1. Игра «Звуковой пазл» https://learningapps.org/11187685

Игра направлена на развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков)

  1. Игра «На картинку жми - действие определи» https://learningapps.org/11183368

Игра направлена на формирование глагольного словаря

Игра направлена на развитие внимания, памяти, мышления, а также на актуализацию логико-грамматических конструкций (знание и употребление предлогов)

Игра направлена на формирование и закрепление умений и навыков составления

последовательность рассказа по картинкам.

свернуть

Больше играйте с детьми!

Рекомендации родителям

Больше играйте с детьми ! 

 

свернуть

Обучение грамоте и развитие фонематического слуха.

Консультация «Массаж карандашами в логопедической коррекции»

«Массаж карандашами в логопедической коррекции»

 

  Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что  упражнения для пальцев стимулируют работу мозга.

    В дошкольной педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как пальцевые игры и упражнения.

    В последнее время в среде педагогов и родителей возрастает интерес к массажу пальцев рук. Доказано, что даже самый примитивный  массаж, заключающийся в сгибании и разгибании  пальцев годовалого малыша,  вдвое ускоряет процесс овладения им речью. Массаж пальцев ребенка традиционно использовала этнопедагогика.

Яркий пример тому –   потешка о сороке-вороне, которая сварила детям кашу, и те движения, которыми она сопровождается.

Массажные движения выполняются с помощью хорошо знакомого детям предмета, с помощью карандаша.  Такой массаж игры с карандашами будет стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев. Особый интерес массажные упражнения вызывают  у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Рекомендации к проведению данного вида массажа:

  1. Сначала все упражнения выполняются медленно. Нужно наблюдать, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помоги ребенку или научите его помогать себе второй рукой.
  2. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем другой рукой, после этого – двумя одновременно.
  3. Каждому упражнению соответствует своя рифмовка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождать их короткими рифмованными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой и усилится контроль за тем, как выполняются заданные движения.

Варианты упражнений:

   1) «Эстафета»

Передача карандаша поочерёдно каждому пальчику из правой в левую руку.

Инструкция: «Сожми карандаш указательным пальцем правой руки, подержи, передай его указательному пальцу левой руки. Удерживай карандаш средним пальцем правой руки. Передай его среднему пальцу левой руки. Передавай карандаш, как эстафетную палочку, другим пальцам.

Рифмовка: «Карандаш я подержу, в гости к пальчику приду».

  2) «Добывание огня»

Прокатывание карандаша ладонями

Инструкция: «Положи карандаш на правую ладошку. Прикрой его левой ладонью. Катай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям. Попробуй сделать это сразу с двумя карандашами».

Рифмовка: «Карандаш катать я буду, может быть, огонь добуду».

 3) «Качалочка»

Прокатывание карандаша между пальцами. Массаж межпальцевой зоны.

Инструкция: «Прокати карандаш между пальчиками. Постарайся его не уронить».

Рифмовка: «Карандаш не отдыхает, между пальцами гуляет».

Использование перечисленных упражнений доказало следующее:

1) Они создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

2) Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

3) Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения пальцев рук и последовательность движений. У ребёнка развивается воображение и фантазия.

3) В результате усвоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

                           Подготовила: 

Учитель-дефектолог Н.Н. Гулецкая

 

 

свернуть

Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст - период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона.

При благоприятных социальных условиях ребёнок пятого года жизни расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято и сказано раньше.

Дети - дошкольники в пять-шесть лет уже могут образовывать прилагательные от существительных, различные части речи от одного корня (бегун - бежать - бегущий, певец - петь - поющий, синий - синеть - синева, а также существительные от прилагательных. В этом возрасте у детей заканчивается формирование ядра словаря. Вместе с тем «семантическое» и частично грамматическое развитие остаётся ещё далеко незавершённым. К этому времени ребёнок, с одной стороны, уже в такой мере овладевает обширным лексиконом, всей сложной системой грамматики и связной речью, что усваиваемый язык становится для него действительно родным. Но это все является нормой.

Бедность словаря проявляется, например, в том, что дошкольники даже 6-летнего возраста не знают многих слов: названий ягод, рыб, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и др. Дети пользуются всеми частями речи, заметно преобладание существительных и глаголов; неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества. Трудно усваиваются слова обобщённого значения, слова, обозначающие оценку, качества, признаки и др.

Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста

  1. Развитие активного словаря
  • Игра «Чудесный мешочек»

Цель: расширение предметного словаря, в процессе расширения словаря обратить внимание на правильность грамматического оформления слов.

В мешочек помещаются разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т. д.). Ребёнок опускает в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определяет и называет то, что он ощупывает.

  • Упражнение «Запомни и назови»

Цель: развивать активный словарь детей.

Детям в определённом порядке показываются картинки с изображением фруктов (не более 5). Затем картинки убираются. Дети воссоздают увиденное в нужной последовательности: лимон, виноград, апельсин, груша, яблоко.

  • Упражнение «Что это?»

Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия.

Детям предлагается закончить предложение, а потом вслед за взрослым повторить его полностью.

Берёза, осина, дуб — это. Ромашка, василёк, незабудка - это. Комар, кузнечик, жук - это. Заяц, лиса, волк - это. Кукушка, сова, орёл - это.

  • Упражнение «Какой?»

Цель: развитие словаря признаков.

Детям предлагается подобрать прилагательные к слову лес (большой, зелёный, красивый, густой, богатый, тихий, таинственный, сосновый, тёмный, зимний, дремучий).

  1. Усвоение значений слов путём включения в контекст сопоставления близких по значению слов (синонимов, противопоставления (антонимов)
  • Игра «Скажи по-другому» (с волшебной палочкой).

Цель: ввести в речь детей синонимы разных частей речи.

Дети встают в круг и, отвечая, передают друг другу волшебную палочку.

Бой - битва, сражение.

Буря - ураган, шторм.

Доктор - врач.

Детвора - дети, ребята.

Холод - стужа, мороз.

Вежливый — любезный.

Дремучий - густой, глухой.

Жаркий - знойный, горячий.

  • Игра «Упрямые дети»

Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.

Детям сообщается, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл».

отъехал – приехал, вылетел – залетел;

въехал – съехал, взлетел – приземлился;

выехал – заехал, укатил – прикатил;

заплыл – выплыл, уплыл – приплыл.

  • Упражнение «Угадай слово» (образование антонимов).

Цель: научить детей подбирать прилагательные с противоположным значением.

Детям предлагается закончить предложение, а затем повторить его полностью. Дуб большой, а рябина.

Сосна высокая, а куст.

Пчела летает, а гусеница.

Дорога широкая, а тропинка.

Опёнок съедобный, а мухомор.

  1. Развитие словообразования
  • Игра «Назови ласково

Цель: научить детей образовывать существительные с ласкательным значением.

блюдце -… овца -… собака -…

белка -… сани -… ложка -…

  • Упражнение «Что приготовим?»

Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.

Из яблока - яблочное повидло;

Из банана - банановое повидло;

Из лимона - лимонный сок;

Из груши - грушевый компот.

  1. Усвоение лексической сочетаемости слов
  • Упражнение «Запомни и измени слово по образцу»

Цель: учить изменять существительные по числам (1 2 6 - тетрадь тетради тетрадей)

Лампа, кошка, стул…

  • Упражнение «Один - много»

Цель: научить детей образовывать множественное число существительных и правильно употреблять их в предложении.

Это лимон, а это …. лимоны.

Это груша, а это. груши.

Это яблоко, а это …. яблоки.

  • Упражнение «Какого цвета»

Цель: учить правильно согласовывать название предмета с названием признака. Образец: яблоко красное.

Майка, флажок, мяч, полотенце, тарелка.

Литература

 Нарушение речи у дошкольников/Сост. Р. А. Белова-Давид – М. : Просвещение. 1972.

  1. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
  2. Тихеева Е. И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей дет. Сада / Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение,1981.

 

Подготовила:

Учитель- дефектолог Гулецкая Наталья Николаевна

свернуть

Консультация для родителей «Автоматизация звуков в домашних условиях»

Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты выполнения домашних заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.

            Автоматизировать звук – ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.    

            К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении, то есть, когда учитель-логопед этот звук ребенку «поставил». Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

  Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному и проводится в строгой последовательности:

              автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

    автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

    автоматизация звука в предложениях;

    автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

    автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

    автоматизация звука в разговорной речи.

 

     К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.

Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.

Предлагаю вам несколько интересных игр, которые можно применять, начиная с этапа автоматизации звука в слове.

«Загадки»

Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

«Чего не стало?»

Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

«Что изменилось?»

Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

«Что лишнее?»

Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

  Планируя занятия дома помните, что:

- они должны быть систематическими, так как дети 5 – 7 лет навык формируется в результате постоянного повторения, закрепления желаемого действия; в противном случае автоматизация звука может затянуться на длительное время;

          - правильно выбирайте время для занятий – эмоциональные игры нежелательны перед сном, ребёнок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия;

- старайтесь закончить игру до того, как ребёнок сам попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20 минут;

- ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности;

- главные помощники в общении с ребёнком – терпение, выдержка, доброжелательность;

- начинать надо с простых, посильных для ребёнка заданий, усложняйте постепенно. Не торопите его, дайте время подумать.

  Введение поставленных звуков в самостоятельную речь ребёнка происходит по нарастающей сложности: от проговаривания звука в слогах, затем в словах, в предложениях и так до произнесения звука в самостоятельной речи. В процессе данной работы главное – это формирование речевого самоконтроля ребёнка за своей речью!

 

 ЛИТЕРАТУРА:

  1. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов – Москва: Владос, 2003г.
  2. Максаков А. И., Туманов Г. А. Учите, играя. - Москва: Просвещение, 1983г.
  3. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989.
  4. Косинова Е.М. Уроки логопеда - ООО «Издательство «Эксмо», 2003. http://logoportal.ru

 

 Подготовила:

Учитель-дефектолог   Гулецкая  Н.Н.

 

свернуть

Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад»

    

   Сегодня занятость на работе не позволяет многим родителям уделять достаточное количество времени воспитанию и развитию детей. Чтобы это получалось, необходимо использовать каждую свободную минуту. Предлагаю вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, пока вы добираетесь до детского сада или возвращаетесь домой. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

Игра «Кто или что может это делать?» (систематизация словаря) Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т.д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,…

Игра «Что на что похоже» (развитие связной монологической речи, развитие творческих способностей ребенка) Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…(что?) Синий лед похож на… 

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на… 

Блестящая на солнце паутина похожа на… 

День похож на…

Игра «Что для чего» (активизация в речи сложных слов)

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.

хлеб – в хлебнице,

сахар – в сахарнице,

конфеты – в конфетнице,

мыло – в мыльнице,

перец - в перечнице,

салат – в салатнице, суп – в супнице,

соус - в соуснице и т. д.  

Игра «Говорим и думаем» (закрепление многозначности слова)

Иногда мы говорим одинаковые слова, но думаем о разных предметах. Найдите в стихотворении слова, которые звучат одинаково.

В чужой стране, в чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок с черным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко

Глядит глазком картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает.

И стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку. (И. Токмакова)

Вспомните, применительно к каким предметам используют слова: ручка, коса, ключ, глазок, ножка, язычок…       Игра «Вместе веселей» (систематизация словарного запаса.)

Добавь одно слово, которое подходит к двум словам.

Мама, сын (дочь) – что делают?

Летит, клюет – кто?

Дерево, цветы – что делают?

Сидит, стоит – кто?

Кошка, собака – что делают?

Льется, журчит – что? Шумит, дует – что?

Дождь, снег – что делают?

     Игра «Цепочка слов» (закрепить умение выделять первый и последний звук в слове)  Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова.

Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста - ...

     Игра «Веселый счет» (согласование числительного с существительным и прилагательным)

Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подбирать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…)

    Игра «Подружи слова» (образование сложных слов)

листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос и тд.

     Игра «Все сделал» (образование глаголов совершенного вида). Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала): мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает - постирал рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил

     Игра « Ты идешь, и я иду» (закрепление в речи глаголов с разными приставками)Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить…) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.       Игра «А что, если…» (развитие связной речи и мыслительных процессов)

Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. А что произошло, если бы не было ни одной машины… А что произошло, если бы не было птиц… А что произошло, если бы не было конфет… А что бы произошло, если бы было все вокруг твоим… (И т. д. возможно придумать различные варианты).

Игра «Найди дерево» (выделение признаков деревьев: общая форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры)

Рассмотреть и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые встречаются по дороге в детский сад.

Игра «Как можно…» (расширение и активизация словаря)

Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…) - Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…) - Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…) - Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…)

Игра «Исправь предложение» (исправление смысловых ошибок в предложении) Взрослый произносит неправильное предложение, а ребенок исправляет. -Жук нашел Сашу. (Саша нашел жука.) - Пол бежит по кошке. - Наташа жила у ежика. - Снежная баба лепит Ваню. - Катя ужалила осу. И т. д

Игра «Отгадай предмет по названию его частей» 

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево)..

Игра «Отгадай, что это»

 Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например: Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи). Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие. Движется по дорогам, по воде, по воздуху….

Игра «Назови лишнее слово»

 Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». -  шкаф, кастрюля, кресло, диван; пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа; слива, яблоко, помидор, абрикос, груша ….

Игра«Один–много» (образование множественного числа существительных): сорока – сороки, берёза - берёзы, машина -машины

Игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании):

синица – синичка, кошка-кошечка…..

Игра «Какие деревья ты знаешь? Назови их» ( рассмотреть листья деревьев и засушить их для гербария).

Игра «Пересчет деревьев» (согласование существительных и числительных):

один тополь, два тополя, три тополя, четыре тополя, пять тополей;

одна береза, две березы, три березы, четыре березы, пять берез….

Игра «Какой? Какая?» Подобрать как можно больше признаков к     предмету (согласование прилагательных с существительными):

лиса (какая?)… ,

белка (какая?)…,

заяц (какой?)….

Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для Вас, так и для вашего ребенка. Игру, которая поможет пробудить его речь и мысли. 

Сайт: https://nsportal.ru 

Подготовила:  

Учитель – дефектолог  Н.Н.Гулецкая                      

 

 

свернуть

«Роль родителей в формировании правильной речи у дошкольников»

 

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка.

Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью это сложный, многосторонний психический процесс. Её появление зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речевой аппарат достигнут определённого уровня развития.

Речь не передается по наследству, ребенок перенимает речевой опыт от окружающих т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей среды. Поэтому, так важно, чтобы взрослые в разговоре с детьми следили за своей речью. Нечеткая, торопливая речь взрослого отрицательно скажется на речи ребенка и впоследствии он может так же не заботится о том, как его речь воспринимается слушателями.   

Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людейматери, отца, бабушки, дедушки…. Бытует глубокое неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребёнок сам, постепенно, овладевает правильным звукопроизношением. В действительности же невмешательство в процесс формирования речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь, а родители правильно оценивали его речевое развитие

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

 Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребёнка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребёнка многие слова долетают искажённо «смори» вместо «смотри»«не бежи» вместо «не беги»«ваще» вместо «вообще» и т. д.

Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи.

Речь взрослых - пример для детей. В разговоре дети используют не только интонацию взрослых, но даже их манеру говорения. Поэтому взрослым нужно следить за своей речью не только в беседе с детьми, но и в разговоре между собой в присутствии детей. Много значит, когда в семье дружные отношения, разговаривают спокойно, вежливо, ласково и ребенок не слышит грубого слова.

Взрослые должны самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

Правила, которые следует помнить:

  1. Если к Вам обратились с вопросом, отвечайте вежливо, полным предложением. Четко произносите слова и звуки, говорите так, чтобы было понятно.
  2. Внимательно выслушивайте советы старших - так и Вас будут выслушивать Ваши дети.
  3. Здоровайтесь при встрече с друзьями, знакомыми и приучайте это делать своего малыша. Слова приветствия или прощания говорите с улыбкой, доброжелательно – то же самое, будет делать Ваш малыш.
  4. Учите ребёнка обращаться к взрослым на «Вы».
  5. Не забывайте извиниться за допущенную неуместность в поведении.
  6. Благодарите за оказанную Вам помощь, заботу, внимание - научите этому ребенка.
  7. Используйте   слова«пожалуйста»«спасибо»«прошу»«извините»«всего хорошего»«позвольте»«до свидания»«добрый день».

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребенка, позволяет ему более осознано воспринимать явления окружающего мира. Чтобы ребенок смог получить бол ьше и разнообразнее информации об окружающем, взрослые, должны помочь ему в этом. Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речи.

Предоставьте ребенку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств:

он должен:

- видеть;

-слышать;

-трогать руками;

-пробовать на вкус;

- чувствовать различные элементы окружающего мира.

Слушать правильную речь взрослых и повторять то, что он услышал- это несомненно необходимое условие: ребенок слышит речь окружающих и по аналогии пользуется ритмом, интонацией, словами, выражениями в своей речи. Но ребенок не только имитатор, он – творческий участник овладения языком. Иначе невозможно объяснить, каким образом он непросто использует в своей речи готовые заученные образцы, но и открывает законы, по которым сам создает новые уникальные высказывания. Помните, хорошие результаты достигаются долгой и упорной работой.

                                      Подготовила:                     

Учитель-дефектолог Гулецкая Наталья Николаевна

 

 

свернуть

Лево-право

“Где лево?”,  “Где право?”

   Для того чтобы уверенно чувствовать себя в окружающем мире нашим малышам придется усвоить много умений и навыков. Одним из важных навыков является сформированное представление о пространстве, попросту говоря, умение различать правую и левую сторону. Если такие определения, как «верх» и «низ» даются ребенку более-менее легко, то отличать левую сторону от правой, ребенка нужно учить. Нужно это для того, чтобы в дальнейшем не было сложностей с письмом, счетом, конструированием, занятиями танцами и физкультурой.

Начиная с трехлетнего возраста нужно начинать формировать у ребенка представление о правой и левой стороне тела.

С чего начать?

1.Сначала надо научить малыша определять правую и левую руку. Так как у ребенка этого возраста мышление конкретно, он воспринимает только те предметы, которые видит или может потрогать, абстрактное понятие «пространство» ему еще непонятно, поэтому начиная объяснять ребенку, где лево, а где право, Вы должны «привязаться» к конкретным вещам, другими словами создать у ребенка ассоциацию. Например, правая рука, это та, который ты держишь ложку или карандаш. Теперь ребенок методом исключения будет определять, что та рука, которой он ложку не держит – левая. За опору, Вы можете взять часики или браслет, которые ребенок постоянно носит.

2.Учим различать правую и левую часть тела.

После того, как путаница с руками закончится, и ребенок безошибочно определяет левую и правую руку, попросите его опустить правую руку и взяться за ногу. Объясните, что это ножка, как и ручка, тоже правая. И все, что находится с этой стороны – глазик, ушко, тоже правое.

3.Умение определять расположение предметов по отношению к себе.

Попросите ребенка положить мячик справа от себя, спросите, какие слева от него находятся предметы. Если ребенок затруднятся ответить, подскажите: «то, что с левой стороны ближе к левой руке, а то, что справа – ближе к правой руке.

  1. Следующий шаг – умение определять пространственное соотношение между несколькими предметами. Положите перед ребенком три игрушки, например, мячик, собачку и куклу. Попросите малыша положить мячик перед собой, слева от него положить машинку, а справа собачку.

       Позднее можно усложнить игру. Разложите на столе игрушки, например: в центре – кукла, справа – кораблик, слева – котик, сзади – мишка, спереди – зайчик. Ребенок должен ответить на вопросы:

  • Какая игрушка перед куклой?
  • Что находится между корабликом и котиком?
  • Какая игрушка за куклой?

                Уважаемые  родители!

 Закрепляйте уже полученные знания ежедневно, в процессе обычных повседневных занятий. Очень удобно закреплять понятия “лево-право” в процессе одевания: «давай оденем носочек на правую ножку», «одеваем варежку на левую ручку» и т.п.

      Во время прогулки обращайте внимание на маршрут: «здесь мы с тобой повернем налево», «справа расцвели чудесные тюльпаны», «мотоцикл поехал направо».

      Как нельзя лучше подойдут для закрепления понятий домашние занятия физкультурой.

    Положите перед ребенком лист бумаги, попросите его в центре нарисовать красный круг, в правой верхнем углу зеленый треугольник, в левом нижнем углу синий квадрат и т.п.

   

Вот несколько игр, которые помогут  Вам закрепить понятия “лево-право”.

Игра 1: Право-лево

Просим ребенка поднять правую руку. Если он поднимает нужную руку, то даем ему игрушку в эту руку. И спрашиваем в какой руке у него игрушка и как называется вторая ручка.

Потом просим свободной левой ручкой дотронуться до щеки, до ноги, до колена. Просим ребенка называть, какую часть тела ребенок трогает левую или правую.

Затем просим малыша переложить игрушку в левую руку и повторить все действия правой рукой: дотронуться до щеки, ноги, коленки и назвать их.

Переходим к лицу и трогаем левой ручкой левый глаз, бровь, ноздрю, ухо, плечо. А правой ручкой трогаем правые парные части тела.

Обычно детки с удовольствием показывают свои части тела и легко определяют, что находится слева, а что справа.

Игра 2: Бравый солдатик

Даем ребенку в руки две небольшие игрушки разного цвета (флажки, шарики, карандаши).

Мама — командир, а ребенок — бравый солдатик. «Командир» дает различные команды, а «бравый солдатик» их выполняет.

Команды могут быть такими:

  • руки вверх
  • руки вниз
  • правую руку поднять
  • левую руку поднять
  • правую руку опустить и т.д.

Затем, мама и ребенок меняются ролями. Теперь мама — «бравый солдатик», а ребенок — «командир». Маме желательно тоже ошибаться в выполнении команд, чтобы ребенок мог исправить маму. Детям доставляет истинное наслаждение поправлять взрослых.

Игра 3: Куда бросили мяч

Ребенок по команде бросает мяч в заданном направлении: вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево. Затем малыш командует, а мама (папа, старшие братья и сестры) выполняют команды.

Эти простые игры достаточно интересны для трехлетних малышей. Играя, ребенок учится ориентироваться в пространстве и легко определяет  где право, где  лево.

 

    К четырем годам (помните, что все дети разные) ребенок должен уверенно различать правую и левую руку, понимать слова «посередине», «внизу», «вверху», «налево», «направо»; предлоги: на, под, в, сзади (за), спереди (перед), около.

ЖЕЛАЮ  УДАЧИ!

свернуть

«Играем пальчиками – развиваем речь»

Консультация для родителей

«Играем пальчиками – развиваем речь»

 

В настоящее время все больше и больше детей с нарушением в речевом развитии. Если у ребенка имеется нарушение произношения, значит, в дальнейшем он может столкнуться с трудностями при чтении и письме. Наша с вами задача помочь детям преодолеть речевые нарушения.

        Давно уже доказали, что высокий уровень развития мелкой моторики у ребенка позволяет говорить о высоком уровне развития у него памяти, внимания, умения логически рассуждать, связно говорить. Вы, уважаемые родители, можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не может донести в ладошке воду до лица, разливает её, то, значит, у него отстает развитие мелкой мускулатуры. Если после 5 лет ребенок затрудняется в выполнении упражнения «ладонь – кулак – ребро», то это тоже говорит об определенных нарушениях. Обнаружив это, не огорчайтесь, но и не оставляйте ребенка, надеясь, что со временем он догонит сверстников. Это мнение ошибочно. Ребенку нужна ваша помощь. Поиграйте с ним в игры и упражнения для развития мелкой моторики, поиграйте в пальчиковые игры.

        Слабую руку дошкольника можно и нужно развивать.

        Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то вы - родители помогите ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

        Предлагаю вашему вниманию некоторые пальчиковые игры, которые пользуются у детей особым интересом:

        «СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»

Сидит белка на тележке,                (Хлопки ладонями и удары кулач-

Продает она орешки.                ками друг о друга попеременно.)

Лисичке-сестричке,                (Загибают по одному пальчику,

Воробью, синичке.                 начиная с большого.) Мишке толстопятому, Заиньке усатому.

Кому в платок,                (Ритмичные хлопки ладонями и

Кому в зобок,                удары кулачками.)

Кому в лапочку.

«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»

Есть игрушки у меня:        (Хлопают в ладоши и ударяют кулач-

ками друг о друга попеременно.)

Паровоз и два коня,        (Загибают пальчики на обеих руках.)

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран —

Настоящий великан.

Сколько вместе?        (Хлопают попеременно в ладоши

Как узнать?        и ударяют кулачками друг о друга.)

Помогите сосчитать!

 «ИГРУШКИ»

Работа над темпом и ритмом речи

На большом диване в ряд                (Попеременно   хлопают   в    

Куклы  Катины сидят:                ладоши и стучат кулачками.)

Два медведя,  Буратино,                (Загибают поочередно все

И веселый Чиполлино,                 пальчики.)

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре,  пять.        (Разгибают поочередно

                пальчики.)

Помогаем  нашей  Кате                (Попеременно   хлопают   в    

Мы игрушки сосчитать.                ладоши и стучат кулачками.)

 «МЫ ВО ДВОР ПОШЛИ ГУЛЯТЬ»

Раз, два, три, четыре,        (Загибают пальчики по одному.)

пять,

Мы во двор пришли                («Идут» по столу указательным и

гулять.                                средним пальчиками.)

Бабу снежную лепили,            («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками                («Крошат   хлебушек»   всеми  

кормили,                пальчиками.)

С горки мы потом            (Ведут  указательным   пальцем   правой

катались,                        руки  по ладони левом   руки.)

А еще в снегу валялись.                (Кладут ладошки на стол то

одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой                        (Отряхивают ладошки.) пришли.

Съели суп  и спать легли.        (Движения воображаемой ложкой; руки  под  щеку.)

«Варим суп»

Хозяйка однажды с базара пришла.                (Шагаем пальчиками по ногам

Хозяйка с базара домой принесла:                от бедра к коленкам.)

Капусту,                                                 (По очереди загибаем пальчики

Картошку,                                         на руке, начинаем с большого пальца.)

                Морковку,

                        Горох,

                                Петрушку

                                        И свёклу.

                        Ох!

Вот овощи спор завели на столе.                (Попеременные движения обеими руками:

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:        кулачками – ладошками хлопаем по ногам.)

Капуста,                                                 (По очереди загибаем пальчики

Картошка,                                         на руке, начинаем с большого пальца.)

                Морковка,

                        Горох,

                                Петрушка

                                        И свёкла.

                        Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла        (Ребрами ладошек обеих рук стучим по

И ножиком этим крошить начала:                ногам, имитируя работу ножа.)

Капусту,                                                 (По очереди загибаем пальчики

Картошку,                                         на руке, начинаем с большого пальца.)

                Морковку,

                        Горох,

                                Петрушку

                                        И свёклу.

                        Ох!

Накрытые крышкою в душном горшке        (Ладошки обеих рук соединить и

Кипели, кипели в крутом кипятке:                держать в горизонтальном положении.)

Капуста,                                                 (По очереди загибаем пальчики

Картошка,                                         на руке, начинаем с большого пальца.)

                Морковка,

                        Горох,

                                Петрушка

                                        И свёкла.

                        Ох!

 И суп овощной оказался неплох!                (Имитация движений работы ложкой.)

 «АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин.                (Круговые движения кулачками рук.)

Много нас,                                (Показывают 10 пальцев.)

А он один.                                (Показывают 1 палец.)

Эта долька – для ежа.                (Дети загибают поочередно пальцы.)

Эта долька – для чижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.        

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура.                 (Поглаживание ладонью правой

                                        руки тыльной стороны левой руки.)

Он сердит на нас -                 (Сомкнуть пальцы обеих рук.)

Беда!!!                                (Руки прижать к щекам. Покачать

головой.)

Разбегайтесь -                         (Бегут пальцами по коленкам.)

Кто куда!                                (Руки спрятать за спину.)

Как вы заметили, если мы используем при игре с пальчиками стишки, то у детей возрастает интерес к игре, у них возникает желание больше говорить.

 Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе демонстрируют  «Пальчики здороваются»- кончик большого пальца правой руки поочередно  касаются кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

        Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это облегчает приобретение навыков письма.

        Играйте с детьми, общайтесь с ними, и они это оценят…

Подготовил: учитель-дефектолог    Н.Н.Гулецкая

Источник: сайт  http://asabliva.by

свернуть

Что такое нарушение речи?

Почему возникают речевые нарушения?

Что такое нарушения речи?

Как помочь ребенку с нарушениями речи?

Советы родителям

Вы озадачены:

  • правильно ли говорит Ваш ребёнок
  • его речь не понятна окружающим
  • речь Вашего малыша отстаёт от речи его сверстников.

Не торопитесь опускать руки. Задержка речевого развития и нарушения речи успешно преодолеваются с помощью специальных коррекционных занятий.

Почему возникают речевые нарушения?

     Ребёнок, появившись на свет, не владеет законами родного языка. Но у него есть способность в определённый период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие взрослые. Языковая способность реализуется в ходе активного общения со взрослыми путем повторения, или имитации ребёнком слышимой речи. Если в силу каких-то причин речемыслительная деятельность не формируется вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается нарушения речи той или иной степени тяжести.

Что такое нарушения речи? Как обстоят дела со звуками речи?

Вопреки расхожему мнению, нарушение речи - это не только нарушение произношения звуков. Важно, чтобы ребенок не только произносил звуки речи правильно, но и умел различать их на слух, определял наличие или отсутствие, а также место звука в слове. Если Ваш ребенок не владеет звуковой стороной речи, то в будущем у него возникнут трудности при обучении грамоте, он будет писать с многочисленными ошибками, которые возможно преодолеть только с помощью логопеда.

Достаточен ли запас слов?

По ряду причин у ребёнка может не развиваться словарный запас.

  • ему трудно найти общие названия для группы однородных предметов (мебель, овощи, фрукты, цветы и т.д.);
  • сложно подобрать признаки к предмету (клубника мелкая, красная, сладкая);
  • действия к предмету (дети бегают, прыгают, резвятся);
  • синонимы, антонимы.

При недостаточном словарном запасе необходимо обогащать словарь ребёнка.

Усвоены ли грамматические нормы языка?

        Мало иметь большой словарный запас, важно уметь активно пользоваться этими словами, строить из них предложения и связные высказывания. А для этого нужно уметь согласовывать слова между собой, образовывать новые слова, подбирать нужную форму слова. В некоторых случаях грамматические ошибки встречаются в повседневной речи ребенка, в других же это можно выявить лишь в процессе логопедического обследования.

Владеет ли ребенок связной речью?

Часто при нарушениях речи дети не умеют "связно рассказывать" о событиях своей жизни, прочитанных сказках. Рассказ нередко представляет собой нагромождение фраз. Не закончив одной мысли, ребенок перескакивает на другую. Владение связной речью необходимо ребенку для развития письменной речи (изложения, сочинения).

Как помочь ребёнку с нарушениями речи?

В коррекционной работе по преодолению нарушения речи необходимо участие логопеда, который непосредственно занимается развитием речи.

Кроме того, большую роль играют родители.

Ваше активное участие в коррекционной работе поможет специалисту добиться хороших результатов.

Советы родителям

-        Разговаривайте со своим ребенком с самого рождения.

-        Проговаривайте все свои действия: "Сейчас мы с Дашей пойдём гулять. Сначала наденем «шапку, шубу, сапоги».

  • Не "сюсюкайтесь" с ребенком.
  • Разговаривайте четко и спокойно. Ваша речь должна быть образцом для ребенка.
  • Отвечайте на все вопросы маленького "почемучки", какими бы глупыми и надоедливыми они Вам не казались. Ваш малыш познаёт мир. И важно, чтобы именно родители помогали ему в этом.
  • Чаще общайтесь с ребенком: почитайте на ночь сказку, по дороге в детский сад и домой поинтересуйтесь его делами, впечатлениями о пройденном дне, расскажите о себе.
  • Если Вы заметили какие-то особенности в развитии ребенка, обязательно проконсультируйтесь со специалистами. Помните: своевременная помощь позволит предотвратить нежелательные последствия!

Источник:

  1. Любина, Г.А. Детская речь: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Г.А. Любина.—Мн.: Науч.-метод. центр учеб. кн. и средств обучения, 2002.—224 с.
  2. Щерба, Н.В. Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования/ Н.В. Щерба: под ред. Н.Н. Баль.—Мозырь: Белый ветер, 2014.—131 с.
свернуть

Речевые игры: что это такое и как в них играть

Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и со взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как это хотелось бы нашим детям.

Я предлагаю вам - мамы, папы, бабушки, няни, педагоги и все те, кто с удовольствием общается с детьми и кто хочет сделать это общение приятным, интересным и, главное, полезным, поиграть вместе с ними в речевые игры. Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает ее полезной и желанной.

Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть.

Любые ли стихи могут стать речевой игрой? Нет, не любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), это солдаты, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»), это обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин») и т.д. Особенно нравятся ребятам стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры.

Где же взять такие стихи? Вы их найдете на страницах детских журналов, в сборниках стихов детских современных поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можно попробовать создать и свои собственные стихотворные тексты.

А в чем же польза этих игр? Как уже говорилось, в важности совместной игры взрослого и ребенка. Кроме этого, придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.

Выступая в самых разных ролях, - бравого солдата, толстяка Робина Бобина, проказливой Бабы Яги, - ребенок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Играя и примеряя на себя самые разные роли, он тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать, одним словом - играть.

Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».

Еще кое-что об играх. Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке - текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о мяснике - грубоватым голосом; о мышонке - тоненько, высоким голоском; о бычке - низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье. Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми!

А теперь пришло время познакомить вас с предложенными речевыми играми. Поэтому скорей зовите ребят, усаживайтесь поудобнее и читайте, придумывайте и играйте вместе с нами!

 

«Аты-баты, шли солдаты»

(модель И. Бодраченко по народной потешке)

 

Аты-баты,       

Дети маршируют.

 

Шли солдаты.

Прикладывают правую руку к голове - «отдают честь».

 

Аты-баты,       

Маршируют.

 

На базар.         

Указывают левой рукой в сторону базара - «вон там базар».

 

Аты-баты,        

Маршируют.

 

Что купили?   

Разводят руки в стороны - вопросительная интонация - «спросить ручками».

 

Аты-баты,      

Маршируют.

 

Самовар.         

Расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бедра, локти в стороны - «я самовар».

 

Аты -баты,       

Маршируют.

 

Сколько стоит?

Правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперед - вопросительная интонация.

 

Аты-баты,       

Маршируют.

 

Сто рублей!    

Поднимают руки, пальцы растопыривают - «много денег».

 

Аты-баты,        

Маршируют.

 

Заходите,   

Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой - пригласительный жест, ласковая интонация.

 

Выпьем чаю

Раскрытую ладонь левой руки держат перед собой - «блюдце».

 

Поскорей!

Соединяют большой и указательный пальцы правой руки - над «блюдцем» держат «чашечку».

 

 

Считалка «Мы сидели на печи»

(слова и модель И. Бодраченко)

 

Мы сидели на печи,

 

Слегка расставляют ноги и сгибают их в коленях, опираются руками в бедра - «сидят на печке».

 

Ели булки,

 

Выставляют правую руку в сторону - «держат на ладони булку».

 

Калачи.

 

Выставляют левую руку в сторону - «держат на ладони калач».

 

Бабка Ежка прилетела,

 

Расставляют слегка ноги, пружинят - «сидят на помеле», слегка сжимают правую руку в кулак перед собой - «держат помело», левой кистью руки выполняют круговые движения в воздухе - «ветерок от полета».

 

Все бараночки поела,

 

Соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки - «бараночки», говорят с обидой в голосе - «забрали наши бараночки».

 

Нам остался лишь батон,

 

Вытягивают руки перед собой - «держат длинный батон», говорят с сожалением в голосе.

 

Кто не съел,

 

Кладут обе руки на живот.

 

Тот вышел вон!

Выставляют в сторону левую руку, указательным пальцем указывают на «выход».

 

 

 

Речевая игра «Барабек»

(«Как дразнить обжору», из английского фольклора, пер. К. Чуковского)

 

Робин Бобин Барабек

Ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят, переступая с ноги на ногу, низким голосом, как Барабек.

 

Скушал сорок человек

Взявшись руками за голову, удивляются, произнося текст с удивленной интонацией. И корову, Приставляют указательные пальцы к голове - «рога», говорят низким голосом.

 

И корову и быка,

Убирают руки за спину, выпячивают нижнюю губу, слегка наклонив голову, - «упрямый бык».

 

И кривого мясника,

Медленно выставляют в стороны руки со скрюченными пальцами, ноги ставят косолапо - «кривой мясник».

 

И телегу,

Слегка расставив ноги, опираются о колени руками, локти в стороны - «сидят на телеге».

 

И дугу,

 

Стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь кончиками пальцев, - «дуга».

И метлу,

Правую руку сжимают в кулак, отставляют в сторону, в ней «метла».

 

И кочергу,

Двумя руками берут воображаемую кочергу и делают резкое движение вперед, ноги слегка расставляют и чуть сгибают - «кочерга в печи».

 

Скушал церковь,

Стоят прямо, один кулак обнимает другой, большие пальцы рук поднимают вверх и соединяют - это «свеча», голову наклоняют вниз, смотрят на «свечу», произнеся текст серьезно и негромко - «мы в церкви».

 

Скушал дом,

Поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики пальцев соединяют друг с другом - «крыша дома».

 

Скушал кузню с кузнецом,

Двумя руками берут воображаемый молот, широко замахнувшись через голову, 2 раза ударяют по «наковальне», говорят активно, энергично, в ритме движений.

 

А потом и говорит:

Разводят руки в стороны.

 

- У меня живот болит!!!

Берут живот двумя руками, сгибаются и говорят тоненьким голосом, жалостливо.                                    

 

 

Источник: сайт  http://asabliva.by

 

Подготовил:

учитель- дефектолог Н.Н. Гулецкая

свернуть